Почему ребёнок
медленно читает?
Скорость чтения напрямую зависит от
способа чтения, то есть, по слогам, слог + слово, целыми словами. Но может быть
и так, что ребенок может читать целыми словами, но все равно у него получается медленно.
Отчего же это зависит?
Давайте попробуем разобраться в
причинах, которые приводят к медленному чтению:
·
Отсутствие внимания. Если ребенок при чтении
невнимателен, если он то и дело отвлекается, то, конечно, ему сложно
сосредоточиться на проговаривании слов в тексте и он не сможет целиком вникнуть
в смысл прочитанного. В данном случае необходимо сконцентрировать его внимание
на чтении.
·
Небольшой словарный запас. Если причина медленного чтения
состоит в небольшом словарном запасе, то многие встречающиеся в тексте слова
будут ребёнку незнакомы. Это будет существенно замедлять процесс чтения. Чтобы избежать такой
проблемы, родители должны заниматься обогащением лексикона своего ребёнка. А
для этого нужно больше с ним общаться на различные темы, а также предлагать ему
для чтения разноплановую литературу, вместе посещать библиотеку и т.д.
·
Плохо развитый артикуляционный аппарат – это также причина медленного
чтения. В этом случае нужно заниматься его развитием, делать с ребенком
специальные упражнения (возможно, рекомендованные логопедом). Следует обратить
внимание на то, что часто медленно читают те дети, у которых были существенные
проблемы с развитием речи, а также те, кто поздно начал разговаривать.
·
Плохо
развитое оперативное поле зрения. Если на это обратить
вовремя внимание и заняться его развитием, то в таком случае ребёнок постепенно
сможет читать не по 2-3 буквы, а сразу охватывать
взглядом всё слово.
·
Недостаточный уровень памяти. Зачастую дети уже после нескольких
прочитанных слов забывают, о чем шла
речь в тексте. Это отрицательно влияет на запоминание и понимание прочитанного.
·
Регрессии. Это также немаловажная и часто
встречающаяся причина медленного чтения. Она заключается в том, что, читая,
ребенок вторично пробегает глазами только что прочитанное слово. При этом глаза
совершают движения назад, то есть, ребенок дважды прочитывает текст. Чтобы
определить наличие регрессии, нужно понаблюдать за тем, как ребенок читает
незнакомый для него текст. В том случае, если родители замечают,
что ребенок сначала прочитывает слово про себя, а затем произносит его вслух, а
далее еще раз проговаривает несколько слов, т.к. весь смысл прочитанного он не
может охватить, значит регрессия присутствует. Причина этого может скрываться в
привычке так делать (взрослые вовремя не обратили внимание на наличие регрессии и не предприняли
меры по её устранению), в отсутствии внимательности во время чтения и т.д.
·
Сложная для понимания литература. Литература, предлагаемая ребёнку
для чтения, должна соответствовать его уровню развития, а также возрасту. Не
нужно торопиться усложнять ребёнку учебную задачу.
Следует
отметить, что:
·
читать
быстрее, чем ребёнок говорит, он не сможет.
·
Если по
темпераменту ребенок меланхоличный, медлительный то и не стоит от него ожидать реакции
холерика (Это относится ко всему, и чтение не является исключением). Уравновешенный
и спокойный флегматик тоже не станет торопиться.
·
Не количество прочитанных слов, а осознанность прочитанного – вот что
главное в чтении!
Комментариев нет:
Отправить комментарий